КРАТКОЕ ОБОЗРЕНИЕ УЧЕНИЯ ГУРДЖИЕВА И УСПЕНСКОГО  

Краткая задача этого очерка это предоставить учение ЧП в наиболее простой форме, в надежде, что это заинтересует людей, которые соприкоснутся с ним. Автор прекрасно понимает, что упрощение не лучший способ передачи учения и понимает недостатки такого подхода.
Изложил и представил учение ЧП западному миру, ученик Гурджиева Успенский.
Пытаться жить творчески – значит развивать свои природные силы в соответствии с основными законами учения. Но достичь этого можно лишь благодаря новому подходу к себе и окружающему миру.
Есть еще один человек который пытался повернуть ум в том же направлении, что и Гурджиев, хотя и под другим углом зрения, это Дж. Кришнамурти. Направление его работы дает понять, что обрести новый образ жизни можно только в том случае, если мы поймем всю несостоятельность нашего привычного образа мыслей. Осознать это и сделать способным разбить те шаблоны, в которые заключен наш ум. Но Кришнамурти труден для понимания обывателя, так как находится за пределами ординарного понимания.
Гурджиев и Кришнамурти очень различны в своем развитии и образе мыслей, но они имеют одинаковые побудительные мотивы своей работы – это эволюция человека.
Еще один учитель и мыслитель современности с таким же направлением и мотивами – Ошо (Раджнеш) Его подходы и учение, если это можно так назвать, трудны для обыденного понимания.
Путь к себе. Познание себя это стержень системы. Учения всех известных религий древности идентичны по соей сущности, хотя внешне они очень отличаются друг от друга. Эзотерические учения христианства были в значительной степени утеряны из его экзотерического догмата, но сохранились нетронутыми в Евангелиях для тех, кто имеет глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать. Гурджиев говорил, что система которой он обучает, может называться эзотерическим христианством. Сущность этого учения это познание самого себя, причем человек должен понять и осознать, что сейчас он себя не знает совершенно. Это большая проблема современного человека, он думает, что знает себя, но на самом деле это далеко не так. Поэтому современная психология до сих пор не может объяснить ему самого себя, хотя уверена, что может. Вот поэтому мы в настоящее время имеем проблему человека стоящего лицом к лицу с чувствами – внутренней скуки, разочарования, тщетности. Которые человек пытается заглушить и подавить развлечениями, удовлетворением честолюбивых стремлений или погружением в повседневное существование. Человек занимается спортом, радио, телевидением, литературой и искусством, мы делаем нашей целью преуспевание, но внутри мы знаем и чувствуем не удовлетворение и не можем понять его причину. Кто- то думает, что можно найти причину в политике и идеологии или в вероучении, кто то думает, что лучший выход – забыться в работе, пьянстве, сексе, наркотиках и т. п. Однако в глубине души человек согласен, что надо смотреть фактам в лицо и что в нашей жизни чего-то не хватает, но что это «чего-то» – никто не в состоянии понять.
Но люди практикующие ЧП осмеливаются утверждать, что единственное решение этой проблемы заключается в познании самого себя.
Есть две формы эволюции; одна – массовая, которую терпит все человечество в целом без всякой мысли или понимания своего участия в ней; и другая – когда человек вовлечен в нее сознательно, т. е. по праву рождения в качестве человеческого существа в великом космическом плане творения. Дальнейший и более фундаментальный тип эволюции, по существу, индивидуален. Тайна этого типа эволюции сохраняется в храмах, мечетях, тайных учениях каббалистов, алхимиков, пророками и сказаниями всех времен. Эта тайна и учение, которое предстает перед современным миром в работах Гурджиева и Успенского, Кришнамурти и Ошо.
Те кто встретился с учением в первый раз, может стать счастливым, если поймет его значение для своего внутреннего развития, богатства жизни и цели существования.
Потому, что жизнь без цели – это издевка и пустота; жизнь с целью – единственный вид жизни, который стоит прожить. Этого можно достичь, только следуя указанию: «Человек! Познай самого себя»
Движение к самопознанию. Заблуждение человека в том, что он думает, что является физическим телом с умом и эмоциями. Полагает, что тело и есть он сам, и тратит свою жизнь на наслаждения и бегство от боли, но так и не может от этого убежать. Мир который знает человек – это внешний мир, данный ему в его ощущениях. Это очень бедный и субъективный мир. Если назвать триединство физического тела, ума и эмоций личностью, то вся жизнь человека направлена на то, что бы сделать эту личность счастливой, довольной, любыми доступными ему средствами. Но достижение этой цели может быть только мимолетным и недолговечным. Но если он полагает, что его «я» является реальностью внутри него, и что удовлетворение его посредством ощущений – это единственный критерий счастливой жизни, то не важно в каком направлении он будет двигаться к деньгам, власти, любой работе, философии, религии, науки – он всегда и во всем будет терпеть разочарование. Так как находится на ложном пути, он должен искать за пределами своего «я», что- то недосягаемое для его физического взгляда и непосредственного восприятия органами чувств. Есть «Я» которое называется истинным, или индивидуальностью, оно скрыто от нас в результате деятельности ординарного «я». Пока человек не знает, что он представляет собой, на самом деле он будет постоянно ошибаться и попусту растрачивать свою жизнь.
Иллюзорное «я». Сущность человека разделена на две части: ординарное или иллюзорное «я» (личность) и подлинную не видимую часть- индивидуальность. Человек думает, что личность и есть настоящее «Я» Эта иллюзорная идея составляет источник бесчисленных затруднений в нашей повседневной жизни. Личность человека изменчива, сейчас это одно «я», через минуту другое. Согласно состоянию, которое доминирует в нас в данный момент. Если мы будем внимательно следить за собой, то заметим в себе работу различных «я», сменяющихся одно за другим в быстрой и не прерывающейся последовательности. Если мы поймем эту идею, то поймем, почему в разное время и в разных ситуациях мы ведем себя совсем не одинаково. Сейчас мы счастливы, но следующий момент может погрузить нас в глубочайшую депрессию. Все это происходит в зависимости какое «я» стимулируется в данных обстоятельствах
Мы представляем собой просто массу конфликтующих «я», обусловленных воспитанием, образованием, социальными факторами, внушением, литературой, радио, телевидением и другими факторами, воздействию которых мы подвержены и которые формируют наши мысли и чувства. Так, что есть огромная разница между «я», которое мы представляем сейчас, и тем, которое мы можем развить в себе в результате работы над собой по системе ЧП.
Мы живем во власти гигантской иллюзии, которая заставляет нас видеть себя сознательными существами, всегда знающими, что мы делаем, и всегда уверенными, что мы одно и то же лицо, не зависимо от того, каким удивительно непостоянным может быть наше поведение. Человек решивший практиковать ЧП должен переменить свое отношение к себе, только тогда он сможет из человека воображаемого превратится в человека реального, в результате сознательной и постоянной работе над собой.
В следующих частях будет рассказано о Самонаблюдении и Самовоспоминании.

Славинский А.В. 24.12.2003г.

Самовоспоминание. Изменение себя необходимо, если мы хотим освоить эзотерическую систему, а самонаблюдение- это условие, способствующее изменгению отношения к самому себе. Человек начинает видеть себя по- другому, ложное «я» начинает постепенно отступать на второй план, и возникает совсем другое, новое «я». Адепт добивается этого при помощи техники известной как вспоминание себя. Система постоянно подчеркивает необходимости памяти о себе или припоминании себя. В повседневной жизни мы полностью погружены в нашу личность и отождествляем себя с ее действиями, желаниями, привычками, мыслями и т. д., и по этому не подозреваем о существовании более глубокого «Я». Но при помощи воспоминания себя может предстать нашему вниманию. Воспоминание себя разрушает власть личности и помогает нам пусть на короткие мгновения существование чего то более великого и глубокого внутри нас. Мы должны вспоминать себя как можно чаще каждый день, что бы вырвать себя из состояния сна, в котором живем.
Идея самовоспоминания состоит в том, чтобы вспомнить себя в те моменты в течении дня, когда мы больше обычного были вовлечены в тревоги и затркднения, которые постоянно осаждают и волнуют личность. Если мы сможем сделать это, то достигаем более высокого уровня своего «Я», но и разбиваем власть личности, пусть на короткое мгновение, в миг когда сила личности кажется столь могущественной.
Способ данной техники состоит в следующем: мы представляем себя плывущими по течению жизни, со всеми ее тревогами и трудностями, постоянно осаждающими личность; и помимо этого – вне всего этого закутанное в присущую ему божественность – то подлинное «Я», спокойное и ясное. Чем чаще предоставляется такая возможность, тем более воспринимаем мы величие и божественность этого подлинного «Я» и тем больше оно влияет на нас в нашей повседневной жизни, которая будет постепенно изменятся.
Наша жизнь, проходящая под гнетом стрессов и напряжения современной цивилизации, под эгидой своей личности с ее желаниями, стремлениями, эгоизмом и т. д., будет так изменена во всех ее проявлениях, что со временем мы станем совсем другими существами.
В терминологии Системы все, что связано с актом памяти о себе во всех разнообразных аспектах, называется « первым сознательным толчком». Что означает обдуманный акт воли, сознательно используемый учеником с полным пониманием того, что он намерен осуществить.
Все, что помогает выполнить эту задачу, в Системе называется толчком, и только благодаря этим толчкам мы можем со временем стать более сознательными, а значит еще на шаг приблизится к своему истинному «Я»

Самооправдание. Это одна из больших слабостей, которая обычна для человечества. Благодаря ей мы всегда сохраняем ощущение, что всегда правы, а это необходимо для нашего самоуважения. Все это делается бессознательно, поэтому потребуется тщательное самонаблюдение, что бы осознать степень на шего падения при самооправдании. Самооправдание это механическая реакция на события жизни, которую эзотерическая психология изображает как сон.
Человек спит внутри себя, с уютными ощущением, что он вполне сознательное скщество, сознающее все что он делает, в то время, как он просто механизм, слепо реагирующий на любую ситуацию и события, которые предстают перед ним. Из всех механизмов, которые поддерживают в не чувство самоудовлетворения, главный – самооправдание. Это бесконечный процесс, в который все мы вовлечены; каждый оправдывает себя и видит, где другие были не правы, но никогда не видит ошибки в том, что говорит или делает он сам.
Применяя самоноблюдение, мы и можем обнаружить самооправдание за его работой, и попытаться остановить его коварную работу. Цель самооправдания – поддерживать нашу гордость и веру в себя, которые очень важны для нашей морали, морали личности, которой мы себя считаем. Это психический процесс, который может быть назван бессознательным. Мы всегда пытаемся оправдать все, что чтобы не сделали, мы не в состоянии перенести мысль, что сделанное нами может быть ошибкой. Это наносит непоправимый вред нашему внутреннему раскрытию. Наше «я» – личность не может жить без иллюзорного чувства собственной ценности, так как оно не имеет истинной ценности в себе и , по существу знает это. Поэтому его неистовые усилия удержать нас и, самооправдание – одно из главных средств для достижения этой цели. Одно из главных усилий ученика пытаться остановить этот процесс и признать ответственность за то, что мы сказали или сделали неправильно. И самое трудное – это признаться самому себе. Развить в себе способность стать лицом к лицу с самим собой честно и беспристрастно и признать без всяких уверток, что-то, что мы сделали, действительно не правильно,- это великий шаг навстречу самопознанию и важная веха на нашем пути к истинному «Я»
Пока мы этого не сделаем, мы ничто – пародия на самих себя, замаскированная под человека просто потому, что мы имеем физическое тело и психический и эмоциональный аппараты, готовые для употребления. Через ложную личность мы не способны проявить истинную активность, мы можем только реагировать на события. Поэтому личность должна стать пассивной. Испоьзуя самонаблюдение и запоминая случаи самооправдания и путем попыток не заниматься самооправданием и отождествлением, мы делаем шаг по пути перехода личности в пассивное состояние, а это важное условие для роста истинного «Я»
Когда личность становится пассивной и в результате работы над собой, сущность становится полностью активной. Когда сущность становится полностью активной и вытесняет личность, тогда истинное «Я» может взять руководство на себя.


НАЗАД
НА ГЛАВНУЮ

Hosted by uCoz